10.04.2015 14:43
Новости.
Просмотров всего: 3890; сегодня: 1.

Без наших приборов не взмыть в небеса

После почти 20-летнего перерыва в ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» возобновилось производство одного из приборов системы индивидуального жизнеобеспечения лётчика – индикатора кислорода (ИК).

История производства ИК начинается в 60-х годах, когда группа заводчан выехала в Ленинград для знакомства с изделием, которое передавалось недавно созданному арзамасскому предприятию.

– Тогда для производства ИК создали специальные условия, чтобы защитить рабочего от вредного воздействия (светомасса, которая наносилась на прибор, была радиоактивной), – рассказывает ведущий специалист музея ОАО «АПЗ» Галина Буянова. – Были организованы специальные участки, обшитые свинцовыми листами, для рабочих изготовлены столы, закрытые стеклянными боксами. Через некоторое время конструкторы заменили вредную светомассу на нейтральную.

Пик выпуска ИК приходится на 70-80 годы. Это время хорошо помнит контролер бюро техконтроля гражданской продукции Людмила Калинина –опытный, знающий тонкости технологии и конструкции специалист.

– Я ровно 20 лет – с 1973 по 1993 годы – отработала контролером в механосборочном цехе №48, созданном специально для изготовления ИК, – говорит Людмила Михайловна. – Выпускали по 500-700 приборов разных модификаций в месяц. Для сдачи заказчику изделий в срок работали порой сутками. За всё время выпуска не было ни одной рекламации по вине исполнителя.

В 1993 году выпуск прибора был прекращен. Отголоски работы звучали в 2000-х, когда АПЗ занимался поставкой ремонтного комплекта запасных частей.

Второе рождение индикатора кислорода началось несколько лет назад. Импульсом послужило принятие государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы» и поддержание технического состояния ранее выпущенных самолётов дальней авиации, когда стали проводиться работы по продлению сроков их службы, ремонту и одновременной модернизации.

Поступивший в ОАО «АПЗ» заказ на ИК сначала на экспорт, а потом для переоснащения отечественных самолётов типа ИЛ-76 был возложен на КБ-5 под руководством Валерия Полушкина. Необходимо было восстановить и откорректировать конструкторскую документацию, решить технические вопросы, связанные с изготовлением и испытаниями. Все эти вопросы сегодня успешно решает инженер-конструктор по сопровождению конструкторской документации по ИК Наталья Антонова.

– В первое время мы столкнулись и с трудностями, – рассказывает Валерий Полушкин. – Предприятие, которое ранее поставляло нам мембрану, соответствующую требованиям КД (мембрана изготавливается из БрОФ - особого металла - сплава бронзы с оловом), перестало функционировать. Мы вынуждены были искать другого поставщика. Кроме того, на заслуженный отдых ушли специалисты по изготовлению самого сложного элемента ИК – пружины Бурдона. Поэтому сегодня из-за небольшого объема нам экономически выгоднее закупать этот элемент.

К работе также привлекли Людмилу Калинину, которая начала обучение сборщиков. Сегодня ИК собирают слесари-сборщики цеха №42 Евгений Лапин и Александр Ларионов. Решать сложные вопросы помогает и инженер-технолог службы гл. технолога Галина Маслова, которая долгое время вела это изделие.

На сегодня уже два тяжелых военно-транспортных самолёта ИЛ-76 МД 90А укомплектованы индикаторами кислорода производства Арзамасского приборостроительного завода. На очереди – очередной самолёт.

Сейчас на предприятие стали поступать заказы на выпуск и поставку еще одного авиационного прибора, с которого в конце 60-х и началась «авиационная биография» приборостроительного. Это ОРК – объединенный разъём коммуникаций, служащий связующим звеном между креслом лётчика и бортовыми приборами в самолёте. Выполнять поставленную задачу также предстоит новому поколению заводчан. При поддержке опытных коллег они, безусловно, с ней справятся.

Справка: Индикатор кислорода входит в кислородное оборудование самолётов по жизнеобеспечению пилота и является сигнализатором дыхания пилота при использовании костюма со шлемофоном (маской), а также позволяет контролировать наличие запаса кислорода в баллоне. В одном самолёте устанавливается 8 индикаторов кислорода.

Ирина Балагурова.

На снимке: начальник КБ-5 Валерий Полушкин, инженеры-конструкторы Наталья Антонова и Вячеслав Миронов.


Ньюсмейкер: Арзамасский приборостроительный завод — 194 публикации
Поделиться:

Интересно:

Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
26.12.2024 16:36 Аналитика
Россияне будут проводить новогодние каникулы в путешествиях по стране
По данным совместного исследования Минэкономразвития и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок, на предстоящих новогодних каникулах россияне отдают предпочтение внутренним направлениям. Особой популярностью в этом году пользуются Юг и Северный Кавказ. При этом в период с 28...
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
26.12.2024 15:31 Аналитика
Из жизни ассигнаций, или почему упразднили Ассигнационный банк
История развития банковского дела насчитывает несколько десятков столетий. Первые кредитные учреждения, которые заложили фундамент мировой банковской системы, появились еще до нашей эры — в Древнем Вавилоне, Древней Греции, Римской империи. В России подходящие для развития...
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
26.12.2024 11:42 Аналитика
Как передали изображение Юрия Гагарина из космоса, рассказал ученый
Передача изображения Юрий Гагарина во время его космического полета стала первым шагом на пути создания космического телевидения. Но чтобы получить картинку из космоса, советским инженерам пришлось изрядно потрудиться. Как сообщает пресс-служба Новгородского государственного университета имени...
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
26.12.2024 02:04 Аналитика
Саморазвитие в фокусе: что читали российские менеджеры в 2024 году?
Российские управленцы сегодня активно инвестируют в собственное образование и профессиональный рост. Корпоративная библиотека Alpina Digital помогает им быть в курсе трендов и получать знания от ведущих мировых экспертов. Ежегодно в декабре мы публикуем рейтинг материалов, которые были наиболее...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
26.12.2024 00:04 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления при поддержке АНО «Платформа Национальной технологической инициативы» прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные...