В 2015 году дефицита высококачественного автомобильного топлива в России не будет. Об этом в преддверии весенне-летнего сезона заявили Минэнерго России и ведущие российские нефтяные компании.
С начала года в отрасли изменились принципы налогообложения и ставки акцизов. Это усложняет привлечение инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и переход на выпуск топлива следующего экологического класса, благодаря которому содержание вредных веществ в выхлопных газах существенно меньше. Обостряют ситуацию и трудности привлечения внешнего финансирования из-за экономических санкций.
Однако ряд нефтяных компаний находят возможности для продолжения модернизации НПЗ. На прошлой неделе глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов проинспектировал ход строительства линии каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ. Он отметил, что ввод установки в 2015 году увеличит производство бензина «Евро-5» на 1,1 млн. тонн. Благодаря этому, закроется дефицит бензина, который формируется, как правило, в летний период.
Ранее министр энергетики Александр Новак, рассказал о масштабной модернизации в нефтеперерабатывающей отрасли на совещании с членами правительства, которое провел Президент РФ Владимир Путин. По его словам, в этом году из общего объёма производства бензинов для внутреннего рынка 75% будет относиться к 5 экологическому классу, а по дизельному топливу эта цифра составит 80%. При этом правительство готово поддержать проекты модернизации финансовыми механизмами.
Затраты компаний на переход к выпуску более качественного топлива высоки. К примеру, стоимость проекта в Нижегородском НПЗ превысила миллиард долларов. Однако строительство новых установок и реконструкция уже работающих увеличат объемы производства и снизят операционные издержки. Это позволит «удержать» стоимость топлива в разумных пределах для конечного потребителя.
«Мы проанализировали работу производственных комплексов ряда нефтеперерабатывающих заводов и выяснили, что существует огромный потенциал повышения производительности и энергоэффективности, – заявляет Павел Федотов, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Данфосс» (Danf0ss), ведущего мирового производителя энергосберегающего оборудования. – В частности, необходимо максимально автоматизировать процессы. Эту задачу на ряде объектов с успехом решает частотное регулирование. Технология применима как на работающем оборудовании, так и при проектировании новых комплексов. Так, мы уже реализовывали подобные проекты на предприятиях ТЭК и в других отраслях экономики».
В качестве примера специалист привел преобразователи частоты Danfoss. С их помощью экономится энергия и автоматизируется работа электродвигателей, что ведет к снижению эксплуатационных затрат. За счет низких пусковых токов и плавного пуска уменьшается износ, увеличивается межремонтный пробег и срок службы оборудования.
Эксперт «Данфосс» отметил, что, например, частотное регулирование аппаратов воздушного охлаждения на установке первичной переработки нефти на Новокуйбышевском НПЗ снизило энергопотребление на 25% и увеличило выход готовой продукции. Учитывая полученный экономический эффект, который обеспечивают частотно-регулируемые приводы «Данфосс», на НПЗ решили расширить сферу их применения.
В феврале «Роснефть» сообщила о вводе в эксплуатацию на Новокуйбышевском НПЗ комплексов каталитического риформинга и низкотемпературной изомеризации . Это обеспечит полный переход на выпуск автобензинов и дизельных топлив высшего экологического класса. При строительстве установок использованы интеллектуальные решения на основе применения частотно-регулируемых приводов. Реализация этих и других проектов позволит «Роснефти» довести глубину переработки нефти на данном НПЗ до 97% и увеличить годовой объем перерабатываемой нефти до 8,2 млн тонн.