09.09.2023 12:26
Аналитика.
Просмотров всего: 13425; сегодня: 3.

5 проблем российской игровой индустрии на 2023 год

5 проблем российской игровой индустрии на 2023 год

В связи с финансовыми и технологическими санкциями в отношении России одним из наиболее уязвимых сегментов отечественного IT-рынка оказалась игровая индустрия. Из страны ушли многие студии, крупнейшие разработчики и издатели, а работы над начавшимися проектами были приостановлены. Несмотря на то, что платформы по онлайн-продаже игр по-прежнему работают, оплатить покупку становится все сложнее, а из-за санкций российские студии могут потерять средства для разработки игрового контента. О том, какие проблемы существуют на отечественном игровом рынке и их решениях рассказывает Анна Козлова, заместитель руководителя проекта Игропром — российской компании по организации и проведению фестивалей, конференций и других мероприятий в области разработки игр.

Упадок предложения на рынке

Уход с рынка крупных зарубежных игроков повлек за собой нехватку отечественного контента и общий упадок показателей. Так, на российском рынке игровой индустрии наблюдается спад в размере 80% объема по сравнению с предыдущим годом — эти данные подтверждают представители АНО «Цифровая экономика». Более того, иностранные компании составляли порядка 90% поставщиков игрового контента, а российские разработчики зависели от зарубежного софта и игровых платформ.

 Однако несмотря на приостановление продаж иностранных игр в РФ и ухода ряда студий из страны понизилась и конкуренция, а разработчики начали работать над заполнением свободных ниш. По словам экспертов, те команды, которые остались и продолжают трудиться, вероятно, вырастут через несколько лет в локальных лидеров. Например, российская площадка VK Play уже стала эксклюзивным издателем компьютерной игры Atomic Heart в СНГ, которая поднялась на вершину мирового чарта продаж Steam, получив лучший старт в истории Focus Entertainment, а количество положительных обзоров на нее составило 85%.

Нехватка квалифицированных специалистов

Сложившаяся в мире ситуация повлекла за собой не только отток зарубежных игровых студий, но и релокацию отечественных вместе со специалистами. Нехватка квалифицированных кадров, имеющих ценный опыт в создании игр, способных покорять пользователей, значительно сказывается на индустрии в стране. Но государство выпустило ряд поддерживающих мер, которые позволят в сжатые сроки подготовить разработчиков.

Например, уже сейчас 11 ведущих вузов Казани подписали с АНО «АРКИВС» соглашения о взаимодействии с Образовательной программой «Игр Будущего». Документ направлен на интеграцию университетов, действующих на территории Республики Татарстан и города Казань, в проект. Это позволит совершенствовать образовательные, тренировочные и физкультурно-оздоровительные процессы, а также развивать инновации в области обучения.

Также компания VK в рамках презентации «Развитие игровой индустрии в 2023–2024 годах» сообщила, что планирует запустить профильные образовательные программы в вузах: ВШЭ, ВГУ, ИТМО, ПГУ, ИГЭУ, МИРЭА, что позволит им вырастить профильных специалистов, а подразделение VK Play в 2023 году инвестирует в видеоигровые студии порядка 300 млн руб.

Ограничения в киберспорте

До введения санкций российский рынок киберспорта вслед за мировым показывал высокие темпы развития, а до 2024 года аналитики ожидали роста на уровне 14,9% в год. По данным Nielsen Sports в 2020 году киберспортивная аудитория в России выросла на 28%, до 15,4 млн человек. Однако с весны 2022 года крупнейшие российские киберспортивные клубы стали лишать права участия в международных соревнованиях.

Киберспорт в РФ был признан Минспортом России отдельной дисциплиной еще в 2016 году, а в 2021 году Минобрнауки разрешило вузам включать в программы киберспортивные дисциплины. Также правительство утвердило дорожную карту, согласно которой, к 2024 году в университетах появятся такие курсы, в том числе для гуманитариев. Сейчас киберспортивные дисциплины внедрены, в том числе в Высшей школе экономики, Финансовом университете и РАНХиГС.

Несмотря на все сложности, российские разработчики и дистрибьюторы игр сегодня ведут активную деятельность по развитию киберспортивного направления. Так, Lesta Games до конца года вложит 100 млн руб. в проведение турниров по «Миру танков» и запустит киберспортивную лигу по дисциплине, а VK Play готовится провести турнир по CS:GO 2. Обе компании рассчитывают, что соревнования привлекут аудиторию: VK — на стриминговую платформу, Lesta — в «Мир танков». Специалисты считают, что развитие киберспортивного направления приведет к появлению новых команд и турниров, спонсорами которых выступят компании из e-commerce и телекоммуникаций.

Нехватка финансирования

В начале года Минцифры было поручено проработать вопросы финансирования игровой индустрии до 20 февраля. В министерстве подтвердили, что «возможно как выделение поддержки игровой индустрии в отдельный федеральный проект, так и включение направления в существующие проекты и иные форматы». Летом же стало известно, что государство не планирует оказывать финансовую поддержку индустрии разработки компьютерных игр. Эксперты полагают, что в этом случае инвестиции должны быть негосударственными.

 При этом заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максим Паршин отметил, что определенные меры поддержки были. Например, бюджет взял на себя компенсацию проектной ставки по банковскому кредиту в размере 400 млн рублей, предоставленному одному из разработчиков игр под конкретный проект, запуск которого намечен на следующий год. Также за последний год по линии ИРИ в индустрию было инвестировано 960 млн рублей.

 В Игропром мы стараемся оказать всевозможную помощь и поддержку российским разработчикам в сложных условиях рынка. Наша компания регулярно организует и проводит фестивали, конференции и другие мероприятия в области разработки игр. Так, любой желающий может показать свой проект широкой публике, побороться в различных номинациях, получить качественную обратную связь, завести новые полезные знакомства, и, конечно же, получить подарки. Перспективным игровым проектам, мы, при необходимости, помогаем найти необходимые инвестиции или знакомим с издателями для удачного продвижения.

Нехватка отечественных компонентов

Отсутствие отечественного игрового движка не позволяет разработчикам из России свободно работать над новыми продуктами. Интерес к его созданию проявили сразу две крупные организации. «Ростех» и VK. компания обратилась в Минцифры с предложением разработать движок. Поддержка игровой индустрии активно обсуждается участниками рынка и профильным министерством в разных направлениях, в том числе обсуждается и вопрос создания отечественного игрового движка, подтвердил представитель VK.

 После внедрения разработки на рынке начнется конкуренция за российских производителей контента, что подтверждают эксперты.  Игры и геймдев будут в фокусе как с точки зрения запуска большого проекта по разработке российского игрового движка, так и с точки зрения господдержки производства компьютерных игр на его базе. К концу августа появилась информация, что разработчики игр все же смогут получить господдержку, но только при использовании движка NAU Engine, в разработку которого компания VK инвестирует 1 млрд рублей. «Дорожная карта» развития игровой индустрии с 2024 по 2030 год предусматривает, что в 2024 году российские игровые платформы (VK Play и RuStore) будут обязательны к предустановке на все электронные устройства.

Несмотря на непростую ситуацию, с которой сегодня столкнулась игровая индустрия в России, у разработчиков есть вполне реальные шансы поднять свой продукт в ТОП и активно заниматься созданием новых проектов. Отсутствие государственного финансирования не помешало крупным игрокам рынка запустить собственные решения для поддержки отечественных специалистов и студий. А в будущем игровая индустрия РФ продолжит свое развитие и будет активно набирать обороты. 


Ньюсмейкер: Игропром — 3 публикации
Сайт: igroprom.ru/festival-moscow-vdnh/
Поделиться:

Интересно:

24 мая - День славянской письменности и культуры
24.05.2025 09:06 Аналитика
24 мая - День славянской письменности и культуры
Сегодня в России отмечается День славянской письменности и культуры. Он приурочен ко дню памяти святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Аналогичные праздники есть и в других славянских государствах. История торжества уходит корнями в IX век: именно тогда в стенах монастыря был создан первый славянский алфавит – глаголица. Стимулом для его создания стала в первую очередь миссионерская деятельность и проповедование христианства. Кирилл и Мефодий создали универсальный и доступный письменный язык, перевели на него основополагающие церковные труды и открыли, таким образом, христианству дорогу на восток. Более того, создание славянского алфавита в дальнейшем дало мощный импульс распространению грамотности и развитию славянской культуры в целом. Как зарождался славянский алфавит и какие сведения об этом сохранились в письменных...
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
23.05.2025 18:23 Аналитика
Лейб-гвардии Семеновский полк: первые в боях и походах
В дореволюционной России этот полк отмечал день своего создания 23 мая каждого года. Семеновский полк — один из двух первых полков русской гвардии. Он по праву считался одним из лучших в рядах Императорской гвардии. Созданный самим Петром Великим, полк снискал неувядаемую славу и всеобщее уважение. О славных семеновцах и пойдет сегодня речь. Название полку дало подмосковное село Семеновское недалеко от одного из мест летнего пребывания царского двора. Изначально Семёновский полк относился к так называемым потешным полкам. Их создали для игр и забав молодого царя Петра Алексеевича и его ближайшего окружения из дворянских недорослей и дворовых слуг. Вскоре забава с «потешным войском» обрела иной смысл: создать профессионально подготовленную и преданную монарху гвардию, которая могла бы защитить Петра от любого...
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
23.05.2025 15:26 Мероприятия
Об антифашистских движениях в странах Европы расскажет выставка
В Библиотеке иностранной литературы состоялась торжественная церемония открытия мультимедийной выставки «Сопротивление Европы», посвященной архивным документам об антифашистских движениях в странах Европы. Вечер начался с приветственного слова Министра культуры Российской Федерации Ольги Любимовой, которое представила генеральный директор Библиотеки иностранной литературы Марина Захаренко. Ольга Любимова, Министр культуры Российской Федерации: "Выставка Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, организованная совместно с Российским государственным военным архивом и семьей Маргариты Ивановны Рудомино, подтверждает тот факт, что в России помнят о героях Сопротивления и чтут память о них. Движение Сопротивления в странах Европы носило интернациональный...
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
22.05.2025 16:39 Новости
Москва приняла участие в форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum»
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) принял активное участие в XVI Международном экономическом форуме «Россия – Исламский мир: KazanForum». Делегацию возглавил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей Сергей Черёмин. Министр выступил на нескольких ключевых мероприятиях. В частности, на сессии «Россия – страны MENA: от торговли к кооперационным проектам» он рассказал о торгово-экономическом и инвестиционном сотрудничестве Москвы со странами региона MENA. В 2024 году товарооборот Москвы с государствами Ближнего Востока и Северной Африки составил около 14,4 млрд долларов. Этот показатель не только растёт, но и становится более диверсифицированным. Помимо традиционных поставок сырьевых товаров, увеличивается экспорт высокотехнологичной продукции — машин и оборудования, электротехнических...
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
22.05.2025 16:13 Аналитика
1000 лет со дня рождения Анны Ярославны
В Средние века дипломатических контактов между Францией и Русью практически не существовало. Исключением стал династический брак между королем Генрихом І и княжной Анной Ярославной, дочерью великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Ярослав Мудрый запомнился не только масштабными преобразованиями и внешнеполитическими успехами, но и обширными династическими связями: его женой была дочь шведского короля Олафа, он выдал замуж свою сестру за польского короля, а двух старших дочерей – за венгерского и норвежского королей. В России длительное время было неизвестно об этой интересной матримониальной связи, так как в фокус внимания летописцев не попадали подобные события. До сих пор мы не знаем о происхождении и судьбе многих жен и дочерей древнерусских князей. Даты рождения Анны Ярославны и ее кончины точно не установлены. В историографии сложилось мнение, что она родилась не...